Главная arrow Статьи arrow История храма в Бирюлево

История храма в Бирюлево

Версия в формате PDF Версия для печати Отправить на e-mail
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 
 

История храма (1956-1957 гг. – попытка возрождения).

После того, как храм сгорел, жители поселка приняли решение организовать молельный дом в церковной сторожке, которая не пострадала от пожара. И уже через 10 дней после этого трагического события возобновилось проведение службы.

Однако прихожане сгоревшей церкви не утрачивали надежды на перспективу строительства нового храма на прежнем месте. Несколько раз Церковный совет и община верующих выступали перед властями с просьбами разрешить возведение храма. Но представители властей были непоколебимы и всегда отвечали отказом.

 

         В Государственном архиве сохранились некоторые оригиналы соответствующих документов. Для примера ниже приведены копии заявления от имени Церковного совета и общины верующих и ответ исполнительного комитета Мособлсовета.

 

«Заявление на имя уполномоченного по делам православной русской церкви по Московской области тов. Трушину от общины верующих сгоревшей церкви пос. Бирюлево, от 27.VIII. 1956 г., входящий № 3/199:

        «Нами было подано заявление о постройке храма вместо сгоревшего, в просьбе которой Вами отказано. Просим вашего разрешения о постройке молитвенного дома на фундаменте сгоревшего храма. В настоящее время нами оборудована сторожка для молитвенного дома, но здание весьма мало и вместимость всех желающих прихожан не возможна, отчего получаются нарекания. Настоящим вновь просим не отказать в нашей просьбе и разрешить о постройке моленного дома на старом фундаменте раз. 20х12».

 

        Это заявление было подписано пятью членами Церковного совета: священником В. Моисеевым, старостой Ефимовым, казначеем Вавиловым, завхозом М. Клочковым, помощником Брыксиным, и шестидесятью членами общины верующих. Ответ последовал незамедлительно. Исполнительный комитет Московского областного совета депутатов трудящихся, после рассмотрения вышеупомянутого ходатайства о постройке нового молитвенного дома в поселке Бирюлево, Ленинского района, вынес резолюцию от ''_'' сентября 1956 года за № 924:

        «Принимая во внимание, что община верующих поселка Бирюлево Ленинского района имеет молитвенный дом, исполком Мособлсовета решил: В просьбе общины верующих о постройке нового молитвенного дома в поселке Бирюлево отказать».

 

        Для рассмотрения данного дела при исполкоме Мособлсовета была создана специальная комиссия, которая решила, что в строительстве нового молитвенного дома нет необходимости, поскольку по ее расчетам, помещения бывшей сторожки было вполне достаточно для совершения богослужений. Как верующие и представители церкви не уверяли членов комиссии, все их слова игнорировались.

 

 Жителям поселка приходилось и дальше тесниться в маленькой сторожке и надеяться на чудо. Никакие просьбы и доказательства того, что такое положение дел было просто абсурдом, не помогали. Неоднократно комиссия не желала отказываться от принятого решения. Но люди были довольны хотя бы тем, что молитвенный дом, хотя и в таком непригодном для этих целей помещении, существовал, несмотря на антирелигиозную политику тогдашних властей. Поэтому верующие не сильно досаждали комиссии, боясь, что из-за их назойливости могут запретить и этот молитвенный дом, точнее, его подобие.

Когда прихожане и представители духовенства поняли, что не смогут добиться решения дела в их пользу, настоятель протоиерей Василий Моисеев выступил с инициативой начать полное благоустройство сторожки.

 

        «Помню, в этой сторожке я в день венчания переодевалась, – вспоминает Анна Петровна Виноградова. – Там было несколько комнат: для батюшки, сторожа, жили там старенькие монахини, сторож Анастасия, матушка отца Василия (мать Пелагея), помещений достаточно было. Отец настоятель Василий (Моисеев), староста храма Брыксин Степан Васильевич, и другие прихожане стали потихоньку перестраивать ее. Под покровом ночи приносили бревна и другой строительный материал. С властями, конечно, надо было договариваться. Степан Васильевич и отец Василий, они как-то сумели договориться, уладить все по началу, а потом постепенно ночами делали небольшие пристройки. Сначала одну сторону, потом другую и все это к храму. Краской покрасят, как будто так и было… Утром люди приходят, не поймут в чем дело...»

 

        «Когда в 1956 г. церковь в Бирюлёво сгорела, – свидетельствует р. Б. Алексей, –   бабушка Пелагея  все оставшиеся сбережения отдала на строительство нового храма. Она была непосредственной участницей работ по переносу бревен со станции к сторожке. Об этом мне еще рассказывала моя мама, а ей сама бабушка, которая умерла в 1961 году. С бирюлевскими церквями у нас, так сказать, связь времен. В них крестилось четыре поколения нашей семьи. Меня крестил отец Василий (Моисеев). А недавно вот окрестили моего внука».

 

        Сооружением пристроек к сторожке занимался весь поселок. Когда пристройки были готовы, начинали разбирать внутренние стены сторожки, увеличивая, таким образом, пространство помещения. Однако власти пожелали ликвидировать приход и направили в поселок специальную комиссию, которая должна была констатировать отсутствие храма, и, следовательно, прихода. Жители поселка узнали о существовании этой комиссии за день до ее прихода. Тогда новость молниеносно разлетелась по всей округе. Всю ночь трудились прихожане поселка над тем, чтобы создать прототип храма (укрепляли стропила, достраивали пристройки и т.д.). Когда на следующее утро прибыла комиссия, то ей ничего не оставалось, как зафиксировать наличие строения. Так жителям Бирюлево был сохранен православный приход. Много усилий в строительство и благоустройство нового храма вложил настоятель протоиерей Василий (Моисеев).



 
на главнуюкарта сайтаконтакты